Почему дети не любят учиться, и как справиться с этой проблемой?

Уже многие годы меня как учителя и маму волнует этот вопрос. Когда я открыла свою Школу Осознанного Воспитания и Развития, у меня появилась возможность исследовать эту проблему. И сейчас хочу поделиться с Вами своими мыслями и выводами, а также дать некоторые советы родителям, готовым тратить своё время на собственных детей и брать ответственность за их воспитание и развитие на себя (к сожалению, таких родителей становится всё меньше и меньше).

Как же так получается, что от природы очень любознательные дети, которые любят и стремятся узнавать новое, умеют искренне удивляться, задают столько вопросов, что, порой, не успеваешь на них отвечать, вдруг координально меняются, можно сказать, изменяют своей природе? Ведь большинство детей хочет идти в школу, но уже в 1-2 классе желание учиться куда-то исчезает. Вместо живого любопытства появляются слёзы, истерики, негативное отношение к школе.

Многие родители, которые приводят ко мне своих детей, сразу обвиняют систему образования. Но посмотрим на эту проблему объективно, с разных сторон. Только ли школа виновата? Что делают не так в школе, и как помогают сами родители сформировать отрицательное отношение детей к учёбе.

Тема эта очень обширная, не для одной статьи. Поэтому тем, кто заинтересуется этим вопросом, захочет помочь своему ребёнку полюбить процесс обучения, а заодно избавить себя от детских истерик, советую следить за продолжением раскрытия этой темы на сайте, а также подписаться в новую группу  ВКонтакте «Секреты Осознанного Воспитания» , где будет много полезных рекомендаций и упражнений.

Самый главный вопрос, который меня мучил – ПОЧЕМУ ДЕТИ ПЕРЕСТАЮТ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ? Куда исчезает их естественное стремление узнавать что-то новое? Я стала задавать этот вопрос прежде всего детям, которые посещали мои курсы. Вот их ответы:

- А зачем спрашивать, если всегда один ответ: «Да отцепись ты!» (или варианты других детей: «мне некогда», «не знаю», «закрой рот» и тому подобное).

Печально, но и в самом деле, так отвечает своим детям огромное количество родителей.

- В школе спрашивать ОПАСНО. Если что-то спрашиваешь, значит – не знаешь, поэтому или накричат, или опозорят перед одноклассниками, или вызовут именно по этому вопросу и поставят плохую оценку.

Дети быстро запоминают такие случаи и стараются больше учителю вопросов не задавать.

Подобные ситуации я и сама неоднократно наблюдала и в школе, и на улице, и в транспорте. Например, еду в автобусе, рядом сидит трёхлетний малыш. Рот у мальчишки не закрывается:

- Мама, смотри…

- Мама, а что это…?

- Баб, а почему…?

Мама закатывает глаза, достаёт свой айфон и протягивает ребёнку. Тот начинает играть и замолкает. Рядом мужчина восхищается, мол, такой маленький, а уже умеет управляться с этой штуковиной. А бабушка мальчика с такой гордостью отвечает: «Он уже с двух лет умеет сам включать и играть!».

У меня возникает вопрос: «Чему радуетесь, уважаемые родители? Чем гордитесь?». К школьному возрасту ваш ребёнок не только будет зависим от компьютерных игр, но и произойдёт так называемая «оцифровка» мозга. Ваш ребёнок перестанет воспринимать словесную информацию, а в школе обучают именно с помощью слов. (Но это отдельная проблема, которую мы рассмотрим позже.)

Получается, что родители ещё до школы отбивают у ребёнка охоту узнавать что-то новое, а многие учителя подхватывают эстафету.

Совет: если хотите, чтобы ребёнку было интересно учиться, отвечайте на вопросы своих детей, поощряйте, хвалите их за любознательность, а не ругайте за то, что достаёт  своими расспросами, сами задавайте вопросы детям, а затем вместе ищите ответы. Читайте вместе энциклопедии, смотрите познавательные фильмы, играйте в настольные игры типа «Эрудит» и т.д.

Многие родители говорят мне, что нет на это времени. Уверена, что это отмазка тех, у кого нет желания всем этим заниматься, кому не интересно проводить время с собственным ребёнком. У меня трое детей, и всегда находилось время. Многие многодетные родители водят ко мне на занятия уже третьего, а то и четвёртого ребёнка, и всегда находят время на каждого из них, выполняют все мои рекомендации и даже больше. А есть родители, у которых один ребёнок, который очень часто приходит на занятия неподготовленный, и всегда находятся уважительные причины. А это уже следующая проблема, из-за которой дети не любят учиться. Но о ней в следующей статье.

*Школа Осознанного Воспитания и Развития.

Автор: Елена Мрочко