Сквоттинг в Простоквашино

Сквоттинг —  это акт самовольного заселения покинутого или незанятого здания лицами, не являющимися его юридическими владельцами. Сквоттинг как явление получил максимальное распространение в Европе и США в середине ХХ века. В то время формировалось множество контркультур, население было недовольно социальными условиями жизни и милитаризацией государств. На волне всеобщего недовольства сквоты перестали быть просто прибежищем для различных «маргинальных личностей», а стали центром для всевозможных протестных организаций, состоящих в то время в основном из представителей левого движения.

Все мы читали историю о мальчике, который в компании собаки и кота поехал в деревню Простоквашино, заселился в пустующий дом и начал там жить, попутно обустраивая его. Однако мало кто догадывается, что Дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик в рассказе Эдуарда Успенского занимались одной из самых модных и распространённых форм протеста – сквоттингом.

С течением времени сквоты смогли приобрести статус даже культурных центров. Тут происходили выставки «неформатных» художников, выступления поэтов и музыкантов, проходили лекции некоторых представителей научных кругов, в основном экологов и политологов. В США и Европе тысячи людей захватывали заброшенные заводы и склады, церкви и особняки. К концу XX века в мире появились сотни контркультурных коммун в различных мегаполисах.

Однако для нового поколения сквоттеров такие старые цели, как идеологическая борьба и создание автономного самоуправляемого пространства перестали быть актуальными. Новое поколение на волне популярности восприняло сквоттинг как самоцель. В результате сквоты утратили звание культурно-протестных центров и приобрели статус притонов. С вытекающими отсюда последствиями, вроде абсолютной необустроенности «жилых» помещений и отвратительного внешнего вида новых хозяев. От сквотов «старой школы», в которых присутствовала по возможности приличная мебель, убирался мусор, а туалет находился в строго определённом месте, остались только воспоминания.

Ничего удивительного, что в то время в головах у людей слова «сквот» и «сквоттер» стали синонимами слов «бомж», «отморозок» и других, не более приятных ассоциаций. Движение пошло на спад, многие сквоты оказались оставлены своими хозяевами во второй раз. Однако не все…

В современном Копенгагене есть квартал под названием «Христиания», который является «государством в государстве». Христиания возникла в 1971 году, когда группа сквоттеров прибрала к рукам заброшенные казармы в Копенгагене. До придания Христиании легального статуса власти множество раз пытались разогнать сквот, но безуспешно. В 1995 году жители Христиании заключили соглашение с Министерством обороны Дании, владеющим казармами, и с тех пор платят налоги. На данный момент правительство Дании присвоили Христиании полуавтономный статус. Жителям предложено выкупить землю ниже себестоимости, а невыкупленная земля будет сдаваться в аренду. Сегодня на территории «государства», которое образовалось из сквота, постоянно проживает около 1000 человек, работают кафе, рестораны, магазины.

И таких примеров «легального» сквоттинга в мире не так мало. Заброшенные жилые здания, заводы и даже нефтяные платформы – всё это может стать первоклассным сквотом.

Сквоттинг набирает обороты. Стоит почаще проверять свои старые дома в деревнях и дачных кооперативах. Быть может, там завелся какой-нибудь Дядя Федор.

Автор: Ян Вангелий

Добавить комментарий